Все бы было хорошо, но имеется одна не очень
приятная закономерность: чем больше нагрузка на аккумулятор, тем меньше
процент отдаваемой емкости (аккумулятор 100А*ч может выдавать ток 100А
не в течении 1 часа, а в течение намного меньшего времени – очень может
быть, и 30 минут).
Причина этого явления связана с тем, что внутри
аккумулятора ток течет благодаря ионной проводимости. Если ионная
проводимость электролита достаточно высока и не несет особого значения,
то процесс переноса ионов внутри пластин аккумулятора и преодоление ими
фазового раздела поверхность электрода/электролит происходит достаточно
медленно. То есть при быстром разряде какая-то часть ионов не успевает
выйти из электрода в электролит (или войти из электролита в электрод)
за время разряда, что ограничивает выдаваемую аккумулятором емкость.
Математическая модель этого процесса была
описана в 1897 году Пекертом (Peukert). Он эмпирически установил, что
отношение между разрядным током I и временем разряда аккумулятора T (от
полностью заряженного к полностью разряженному) представляет собой
константное отношение, и может быть описано формулой:
Cp = In * T
где Cp
– емкость Пекерта (константное отношение для данного аккумулятора), а n
– экспонента Пекерта. Экспонента Пекерта всегда больше единицы, чем
больше n, тем меньше способность аккумулятора отдавать полную емкость
при повышенной нагрузке. Наименьшее значение экспоненты Пекерта имеют
литий-железные, литий-марганцевые, литий-полимерные и
свинцово-кислотные аккумуляторы с электродами рулонного типа. Одно из
самых больших значений n у недорогих тяговых свинцово-кислотных
батарей.
Экспонента Пекерта обычно расчитывается на основании измерения времени полного разряда (T1 и T2) для двух разных токов(I1 и I2).
Для приблизительных расчетов можно использовать таблицы или графики
разрядки, предоставляемые производителем аккумулятора. Так как Cp – константа, мы можем записать такое уравнение:
Cp = I1n * T1 = I2n * T2
преобразуя выражение, получаем формулу расчета экспоненты Пекерта:
n = log(T2/T1)/log(I1/I2)
Основываясь на знании значений экспоненты Пекерта и емкости Пекерта
можно рассчитывать время работы аккумулятора при определенной нагрузке:
T = Cp/In
Существующие продвинутые мониторы состояния батарей (в составе системы
управления батареей, BMS) в своих расчетах, скорее всего, используют
данные уравнения. Однако, все не так просто: обычно потребляемый ток
меняется во времени, бывают длительные перерывы в работе аккумулятора,
а также константные значения емкости и экспоненты Пекерта меняются в
процессе работы аккумулятора (и их приходится время от времени
пересчитывать для получения реальных показаний монитора). Это особенно
ярко видно на примере "цифрового эффекта памяти" в литий-ионных
батареях для ноутбуков – при эксплуатации в условиях частичного
заряда/разряда отмечается постепенное уменьшение времени работы от
аккумуляторной батареи, из-за несоответствия оставшейся емкости,
рассчитанной системой управления батареей, реальной. Эффект "цифровой
памяти" нивелируется полным зарядом с последующим полным разрядом
аккумулятора раз в 30-50 циклов (ноутбуки необходимо разряжать при
входе в настройки BIOS, после отключения из-за разряда аккумулятора
сразу же зарядить).
Описанная выше система мониторинга достаточно
сложна, и многие производители BMS, возможно, довольствуются измерением
скорости падения вольтажа на аккумуляторе в процессе разряда. Для
систем с примерно постоянной во времени нагрузкой эти BMS должны давать
достаточно точные результаты, и, в то же время, могут усиливать эффект
"цифровой памяти" при неравномерном потреблении тока.
Я так много описывал феномен уменьшения емкости батареи при разряде
большими токами, что чуть было не упустил вопрос, который задал бы мне
пытливый читатель: "А куда девается та емкость, которая не была отдана
аккумулятором?" Ответ простой: "Остается в аккумуляторе..." То есть,
если батарея 100А*ч полностью разрядилась под нагрузкой 50А за час, то
и при заряде она потребит около 50А*ч. Если батарея 100А*ч, полностью
разряженная током 50А за час, постоит несколько часов, то постепенно
восстановится утраченная емкость (за счет диффузии ионов в электродах
аккумулятора), и из нее можно будет извлечь еще немного ампер-часов.
Этот эффект обычно используют владельцы
электромобилей с недорогими тяговыми свинцово-кислотными аккумуляторами
– когда аккумулятор сильно разряжен, а надо проехать еще приличное
расстояние, электромобиль останавливают на обочине и ждут какое-то
количество времени, пока не восстановится емкость батареи (время
достаточно приличное, чтобы на практике усвоить основы философии
дзен-буддизма). После совмещения приятного с полезным, можно двигаться
дальше до следующей вынужденной стоянки, пока не исчерпается реальная
емкость батареи. Эта же причина стоит во главе того факта, что
гольф-кары, с их низкой скоростью, могут проехать намного большее
расстояние, чем электромобиль с аккумулятором подобной емкости, но
едущий с большей скоростью (при езде в реальных условиях также сильно
влияет возрастание сопротивления воздуха движению при больших
скоростях). То есть, если хочется осваивать дзен-буддизм во время езды
в электромобиле на дальние расстояния, то ехать придеться тихо, чтобы
дальше быть.
Надеюсь, эта информация была полезной читателю,
и будет полезной в будущем. Знание закономерности зависимости емкости
аккумулятора от тока разряда позволяет планировать необходимую емкость
и тип аккумуляторов на борту электромобиля (или другого автономного
мощного потребителя электричества). В настоящее время штудитую
JavaScript, и, надеюсь, скоро на нашем горячо любимом сайте появится калькулятор батарей, благо в программировании я не новичок... Да, пора прощаться...
|